Как начинающему психологу перестать бояться клиентов

by

Многие начинающие психологи бояться начинать консультировать. Во время консультаций они испытывают сильные волнения и страх, что могут чем-то  навредить клиенту. Из-за переживаний  перестают слушать, что говорит клиент, не замечают  его невербальные проявления, и в результате не могут применять полученные навыки активного слушания, перефразирования, отражения чувств, прояснения, и т.д. В результате, клиент остается наедине с собой со своими переживаниями и трудностями. Консультант не знает, с чем пришел клиент, чего он хочет, каковы его ожидания. Не прояснив для себя эти вещи, психолог начинает чувствовать еще большую тревогу, сможет ли он быть полезным для этого человека.

Несколько ошибок, часто встречаемых на тюторских группах и  простых советов, помогут консультанту увидеть свои сильные и слабые стороны, а также почувствовать себя увереннее.

Одна из ошибок, многих начинающих консультантов – решить проблему клиента быстро и качественно. Уже на первой консультации психолог хочет знать, как разрешить задачу, поставленную перед ним.  Здесь важно понимать, что сейчас перед ним не объект с задачей, а субъект, которому нужен контакт с человеком, который сидит напротив. Консультант не должен быть заинтересован в каком-либо результате. Момент присутствия очень важен для человека. Когда вы просто пребываете вместе, здесь и сейчас. Когда вам не надо никого оценивать, куда-то спешить, что-то решать во время сессии. Постараться почувствовать и принять человека, без предвзятых представлений. И тогда возможно клиент ответит взаимностью, своим доверием и открытостью.

Вторая ошибка начинающих консультантов, они берут на себя всю ответственность той проблемы, с которой пришел клиент. Как бы желая надеть на себя маску спасателя и ринуться с головой в ситуацию, где жертва даже не изъявляет желание быть спасенной. Многим из нас известно желание заботиться о других и желание помогать им. Однако, важно осознавать для чего вам так хочется спасать жертву. Человек не беспомощен. Не берите на себя всю ответственность за решение проблемы клиента. Разделите с ним ответственность работы 50/50%. Требуйте, чтобы клиент взял на себя хотя бы 50% ответственности.

Третья ошибка – желание быть очень, очень  хорошими психологами. Такое усилие над собой приводит лишь к еще большим ошибкам. В момент присутствия психолог  вспоминает все техники, которые он получил в школе консультирования и начинает поочередно испытывать их на клиенте. В результате еще больше запутывает себя и клиента. После такого разочарования, консультант начинает волноваться и совсем перестает осознавать, что делает и от копившегося напряжения готов взорваться и убежать на все четыре стороны из кабинета. Решением в данной ситуации может послужить визуальная техника «Пиджак плохого психолога». Попробуйте в момент растерянности и запутанности ситуации с клиентом надеть пиджак плохого психолога. Почувствуйте себя плохим, ничего незнающим, не желающим «решать» проблему клиента. Думаю, для психолога решившегося хоть раз надеть «пиджак плохого психолога»- возымеет свое волшебное действие.

Применив вышеизложенные вещи в своей практике, вы перестанете бояться клиентов и со временем изъявите желание работать все чаще и больше. И пусть «пиджак плохого психолога» всегда приходит к вам на помощь!