Как тренировать детскую жизнестойкость

by

Способ № 1: читать сказки

Считается что для того, чтобы стать умным, нужно много учиться и быть отличником. Отчасти это правда. Но что делать тем, кому не дается, например, математика? Есть ли способ, который бы сочетал в себе приятное с полезным? Как выяснилось, есть! Можно стать умным в кратчайшие сроки, для этого нужно всего лишь полюбить… обыкновенные сказки!

Говорят, что сказки – это детский удел. Взрослые напрочь теряют к нему интерес, считая чтение сказок пережитком прошлого. Но ученые выяснили, что хорошие сказки – это настоящая эпическая сила!

Доказано, что ничто так не расслабляет и не успокаивает, как чтение. Телевизор, компьютерные игры перед сном возбуждают мозг, чтение успокаивает. Помимо этого, книги делают нас умнее. Ученые доказали, что сказки не только повышают интеллект, но еще и делают нас успешнее, богаче материально и духовно и увеличивают продолжительность жизни!

Люди не в состоянии прожить столько жизней и пережить такое количество приключений, сколько они переживают, читая интересные сказки. Зато они кардинально обогащают свой жизненный опыт, при этом, делая меньше ошибок. Просто найдите для себя интересную увлекательную книжку сказок, окунитесь в мир детства, и вы не только станете более умным, успешным и спокойным, но еще и переживете увлекательные интересные приключения!

Однако, важно не только читать, но и понимать смысл прочитанного, анализировать сказки! Для этого очень важно обсуждать с ребенком прочитанные сказки. Примеры того, как это можно сделать, приведены далее.

 

Анализ детской сказки И. Бурсова «Что цапля в болоте делает?»

 

Напомним содержание: «Проснулась утром цапля и к луже умываться направилась.

  • До чего же я хороша. И всё то у меня есть: и рост, и стать, и осанка, — любовалась цапля своим отражением.

Вдруг видит – коростель-дергач идёт, а на ногах у него новые сапожки. «Эти бы сапожки да на мои ножки», — прикидывает про себя цапля.

  • Здравствуй, дергач! Моей бы стати такие сапожки кстати. Дай-ка примерю.

Цапля хитра, но и коростель не глуп.

  • А зачем тебе, цапля, сапоги с чужой ноги? – говорит. – Да и приобрёл я их в соседнем болоте. И ты можешь это сделать.
  • А как?
  • Зайди в болото выше колен и прокричи:

Подружки-лягушки,

Снимите мерку с ножки,

Пошейте мне сапожки!

            Цапля заторопилась, прямо в болото направилась. Там её и сейчас увидеть можно. Изредка то одну, то вторую ногу выдернет из болотной жижи, посмотрит – нет сапога, и опять в грязь сунет. Где ей догадаться, что дергач ее вокруг клюва обвёл».

 

Психологическая трактовка детской сказки

 

Почему же не повезло цапле? Почему ее заветная мечта иметь сапожки так и не осуществилась? Разве они бы ей ни пошли и не пришлись бы кстати? Нет, наоборот, пришлись бы, и еще больше бы цаплю украсили! В начале сказки так и говорится, что «Всё-то у меня есть: и рост, и стать, и осанка…».

Может быть, виноват в этом хитрый дергач? Но в сказке снова говорится о том, что «цапля хитра, но и коростель не глуп». Коростель не отдаст ей сапоги бесплатно, но предлагает цапле самой потрудиться достать их. Цапля согласна, более того, она торопится поскорее их заработать «цапля заторопилась, прямо в болото направилась». Разве она не трудится?! Еще как! Стоит и активно до сих пор в грязи копается!

Цапля глупа? Ближе к истине и в сказке на это есть указание: «где ей догадаться, что дергач ее вокруг клюва обвел?». Получается, весь вопрос в том, что цапля не догадалась, что дергач ее обманул. Почему же она оказалась такой глупой? Ведь вначале она была довольно хитра, могла хитростью отобрать сапоги и присвоить их себе!

Правильный ответ: дело в том, что эти сапожки цапля хотела себе не на доброе дело, а на злое. Цапля – самовлюбленная особа, она постоянно только тем и занимается, что любуется своим отражением и восхищается, какая она прекрасная. Но разве плохо любоваться собой? Одно дело – считать себя хорошим достойным человеком, который вправе рассчитывать на любовь и уважение со стороны других, но совсем другое, любоваться и украшать себя для того, чтобы кому-то что-то доказать, показать, что ты лучше выше других, достойнее, приятнее. Почему? Потому что, делая себя выше других, ты не замечаешь как становишься гордым и высокомерным. Ты, должно быть, встречался с самовлюбленными заносчивыми людьми, а может быть, и ребятами? Наверняка, тебе с ними было не просто ладить: они все всегда знают лучше тебя, они всегда и во всем превосходнее тебя, а ты в их компании в лучшем случае чувствуешь себя недостойным дурачком.

Но ведь мечты должны осуществляться! Как же так? Дело в том, что у человека сбываются его сокровенные мечты – те, которые сделают его счастливым, которые идут у него от сердца, от души. Те же мечты, которые не принесут радости, а только удовлетворят самолюбие и сделают высокомернее, как правило, не сбываются.

Это первая причина. Вторая причина, это то, что цапля ничего не хочет сделать для этих сапогов. Она хочет получить их даром. Но так не бывает. Цапля же искренне убеждена, что она умнее, выше коростеля. Она убеждена, что сможет его провести и получить их даром. Она не замечает, как таким образом, делает его своим авторитетом. А авторитета всегда что? Правильно, слушаются! Она слушается этого авторитета, в надежде, что таким образом бесплатно приобретет сапоги, и в итоге попадает в грязь, но даже этого не замечает! Она наивно продолжает совать то одну, то другую ногу в грязь. Она наивно ждет, что чудесные сапожки вот-вот появятся, а они так и не появляются. И не появятся никогда, увы, потому что она так и не догадается.

Вопрос: что же нужно было сделать цапле, чтобы ее мечта осуществилась?

Ее мечта обязательно осуществится, как только она откроет глаза. Первый шаг – увидеть, что ноги она сует в грязь, а лягушки ей никакие не подружки, более того, они никогда и не собирались ей шить сапожки, а только смеялись над ней. Важно, чтобы цапля не обиделась за это на лягушек, как и на коростеля. Да, они провели ее, но ведь и она хотела получить сапожки даром! Она ведь тоже оказалась «не так чиста», как ей бы хотелось.

Второй шаг – понять, зачем же ей на самом деле нужны эти сапожки. Условно говоря: а порадуют ли они ее? Сделают ли на самом деле счастливее? Или это только дань присвоенному: получить как можно больше и быстрее? Удовлетворить свое самолюбие? Например, цапля будет искренне радоваться тому, что у нее появилась удобная обувь, что ей в этих сапожках тепло и уютно, что она чувствует себя в них чудесно! То есть эти сапожки ей будут нужны для души, для пользы, для добра.

И, наконец, третий шаг: начать действовать. Сделать что-то, чтобы получить эти сапожки. Для начала, например, цапля может узнать у других животных, но не где их бесплатно достать, а узнать, сколько они стоят, то есть что за это нужно заплатить? Может быть нужно будет поработать, может быть кому-то помочь. В любом случае, обязательно нужно будет приложить свой труд. В противном случае на примере цапли мы уже видели пример, что происходит, когда стремишься получить что-то бесплатно.

Еще важный момент: в первом случае цапля торопилась поскорее сапожки достать. Если сапоги ей действительно нужны, то важно не торопиться. Есть поговорка: «Поспешай медленно». Разве у цапли нет других важных дел? Разве ей не нужно, например, готовить, убирать, играть с малышами, а может быть учиться, или ходить на работу? Но цапля поставила на кон только мечту – свои сапожки, позабыв обо всем на свете. Если бы она поспешала медленно, то сапожки появились бы у нее намного раньше! Она бы даже сама удивилась и не поверила бы такому чуду. А ведь чудеса бывают, надо только искренне в них верить!

Чему же учит такая сказка?

Она учит бдительности – доверяй, но проверяй. В то же время она учит смеяться над глупостью, и в этом плане нельзя сказать, что она учит добру. Сказка стала бы добрее, если бы нашелся кто-то, кто бы объяснил ситуацию цапле: ведь у коростеля сапожки не приобретенные, а врожденные, и не мучилась бы тогда цапля напрасно в болоте.

 

Вот так желательно каждый раз беседовать с ребенком, обсуждать прочитанные сказки, потому что зачастую он не догадывается о смыслах, которые в нее заложены. Не менее важно обсуждать и мультфильмы. Доказано, что любимые мультфильмы могут формировать жизненные сценарии, при этом не только позитивные, но и негативные. Вот и получается, что ребенок вырастает, а жизнь у него не ладится. И кто догадается, что виной всему сформированный негативный сценарий безобидного мультфильма «Русалочка Ариэль», например?