Детские болезни

Лечение гиперактивности: как помочь ребенку с диагнозом СДВГ

Нет одного универсального способа лечения гиперактивности, разные специалисты используют различные терапевтические методы. Это может быть медикаментозное лечение, тренинг родительской компетентности, семейное и индивидуальное консультирование, тренинг социальных навыков и когнитивно-поведенческий тренинг самоконтроля.

Хорошие результаты в лечении гиперактивности дают лекарства, действующие на допаминоэргическую и норадренэргическую системы. Наиболее эффективные из них — декстроамфетамин (Декседрин) и метилфенидат (Риталин). Эти препараты влияют на центральную нервную систему и приводят к ослаблению симптомов.

Однако медикаментозное лечение гиперактивности дает только временный эффект, который длится до тех пор, пока ребенок принимает лекарства. Они не позволяют полностью решить проблемы с успеваемостью, сверстниками и поведенческими расстройствами, поэтому в подростковом и взрослом возрасте ребенок все равно будет иметь дело с последствиями и проявлениями СДВГ.

Лекарства не научат ребенка самоконтролю или приемлемому социальному поведению, поэтому их стоит применять только в особо сложных случаях. Иногда бывает проще дать ребенку таблетки, чтобы он не раздражал окружающих, но не стоит забывать о том, что ему предстоит целая жизнь с его особенностями, и ему нужно научиться иметь с ним дело.

Лечение гиперактивности в первую очередь должно быть построено на коррекции поведения ребенка и обучении его недостающим социальным навыкам и самоконтролю.

Из-за неспособности правильно выполнить инструкции или задания, самооценка детей с СДВГ обычно бывает низкой, они часто слышат критику в свой адрес и ощущают себя не такими, как все. У них мало друзей и много конфликтов со всеми вокруг. Все это делает жизнь детей с СДВГ довольно тяжелой. Индивидуальные консультации у психолога помогают гиперактивным детям повысить самооценку, снизить тревогу, связанную с наличием у них данного расстройства, и приходить к более зрелым решениям проблем в отношениях.

Хотя исследования не выявили, что обстановка в семье может быть единственной причиной гиперактивности детей, однако воспитывать импульсивного ребенка трудно, и стиль воспитания родителей часто становится более жестким, а сами они — более раздраженными и несдержанными. Ухудшение обстановки в семье приводит к усилению симптомов, поэтому лечение гиперактивности подразумевает также изменение паттернов семейного взаимодействия.

Полезны также тренинги для родителей, например, тренинг родительской компетенции по методике Т. Гордона. В этой методике родители обучаются определять и поощрять желаемые формы поведения ребенка, хвалить ребенка за то, что он делает хорошо, разбивать задания на более мелкие, чтобы минимизировать неудачи ребенка и увеличивать количество успешно выполненных дел и т. д.

У гиперактивных детей есть проблемы с мотивацией, поэтому им помогают дополнительные стимулы, например, введение поощрений за правильно выполненные задания и штрафов за выполненные неверно. Повторение инструкций, запись заданий, напоминания и некоторый простор для двигательной активности помогают детям с гиперактивностью лучше справляться с заданиями.

Исследования не подтвердили связь гиперактивности и употребления сахара, аллергенов, пищевых добавок и красителей, поэтому нет смысла ограничивать ребенка в питании, если на то нет других причин.